Итак, третьего февраля, очередная лекция. На этот раз председатели СНТ имели возможность послушать доцента Красноярского аграрного университета юриста Е.В. Дадаян. Тема лекции из разряда тех, которую можно уверенно назвать актуальной, злободневной, важной и даже суперважной: «Порядок определения взносов в СНТ и взыскание задолженностей».
Каждую весну на общих собраниях в СНТ громко ломаются копья из-за того, какой должна быть сумма общих взносов, а какой – целевые и на что их направить. Вот где бывает полный разброд и шатание! Но там, где председатель и правление не строят воздушных замков, а исходят из насущной потребности СНТ и финансовых возможностей людей, на собрании общий язык находят быстро и каждый рубль используют на общее дело.
Только каким бы не было благополучным СНТ, без должников почему-то не обходится. По разным причинам, но картина примерно одинакова: если участок заброшен, значит, за этим участок будет числиться долг. Чтобы найти собственника-должника, председателю порой приходится сделать массу запросов, но бывает, что собственника находит уже суд по иску СНТ, особенно это касается несколько раз перепроданных участков или тех, которые переходят в собственность наследнику, а то и нескольким наследникам.
Случается и такое: дача, как игрушечка, любо-дорого посмотреть, а собственник взносы не платить, уверенно ссылаясь на то, что он не член общества, следовательно, взносы его вовсе не касаются. Ошибается так называемый индивидуал. Потому что он не в вакууме живет. До своей дачи он, естественно, по дороге добирается, а не по воздушному пространству. В доме у него электричество, а грядки и теплица требуют полива. Вся эта инфраструктура появилась не сама по себе, а стала результатом многолетней «складчины» в СНТ. Поэтому суд взыскивает долги с нечленов СНТ так же успешно, как и с остальных должников.
Один совет от опытного юриста и учёного Елены Владимировны Дадаян: чтобы на будущее не было проблем, обязательно необходимо записать в устав СНТ пункт о платежах и для тех, кто категорически решил не вступать в «дачный коллектив». Грамотно составленный устав – это, как говорится, наше всё. Большую роль играет и претензионная досудебная работа, что сокращает сроки принятия судебного решения.
Как известно, иски по взысканию задолженностей не считаются сложными, поэтому обращаться приходится сначала к мировым судьям, в случае обжалования принятого решения – в районные и городские суды. Если СНТ, допустим, судится с налоговой инспекцией или, скажем, с соседним СНТ, то тогда дорога только в арбитражный суд.
Е. В. Дадаян поделилась личным опытом, с каким судом как можно работать. Самая удобная электронная площадка, оказывается, у арбитражного суда: не только заявление можно в электронном варианте туда отправить, но и различные ходатайства, увидеть продвижение всех твоих документов.
Есть свои сайты у районных и городских судов, которые тоже принимают по интернету и исковые заявления, и ходатайства, а дальше возможности их сайтов заканчиваются, и уже надо звонить в канцелярию или секретарю, выясняя остальные организационные досудебные вопросы. Ну а наши мировые суды пока что работают по-старинке, поэтому тем председателям, которые туда обратились, нужно зорко следить, чтобы не оказаться перед неприятным фактом: судебное решение уже принято без участия истца или, что тоже не сулит ничего хорошего, пропущены сроки для обжалования решения, которые тебя не устраивают. И такое бывает!
Почти два с половиной часа «подковывались» наши председатели юридическими знаниями. Остаётся надеяться, что «подковы» эти из железа.