28 августа в управлении Красноярской железной дороги (филиал АО РЖД) состоялось совместное совещание представителей железной дороги и краевого министерства экологии. В его работе приняла участие председатель Левобережного союза садоводов И.С. Невиденко.
Повод более чем серьёзный: на остановочных железнодорожных пунктах пригородной зоны краевого центра и в полосе земельного отвода вдоль Транссиба образовались стихийный свалки. Если по-честному, то они появились там ни вчера, ни даже позавчера. Эти свалки ширятся и множатся, что вызывается обеспокоенность и краевой власти, и железнодорожников.
Кто же они, загрязнители придорожных территорий? Прежде всего, СНТ и ДНТ, которые, по подсчётам железнодорожников, образовали вдоль трассы и остановочных платформ более 70 свалок. Числятся стихийные свалки, правда, в меньшем количестве, и за малоэтажными населёнными пунктами, и за гаражными кооперативами, что и понятно – цивилизация в виде организованного сбора и вывоза твердых бытовых отходов в эти места вроде и должна бы уже дойти, но по разным причинам так и не дошла.
За небольшие населённые пункты и гаражные кооперативы и вывоз оттуда ТКО «расписываться» не будем, а вот по вывозу (невывозу) ТКО из территорий садоводств пока что вопросов больше, чем ответов. Это касается, в первую очередь, тех дачных обществ, земли под которые «нарезались» в советские годы. А таких большинство.
Тогда площадки для складирования мусора просто не планировались, прокладывались дороги, рассчитанные на проезд легковых машин, в лучшем случае – малогабаритных грузовых. Но даже там, где сегодня можно обустроить подобную площадку, соответствующую требованиям СанПиНа, со всей непреодолимой силой встаёт общая проблема: по дачным дорогам крупногабаритная мусороуборочная машина если и проедет до мусоросборочной площадки, то не развернётся. Транспорта размерами меньше оператор не имеет.
Недавно созрела идея обустраивать площадки для сбора ТКО из СНТ на прилегающей муниципальной земле. Опять-таки, не везде это возможно, да и вопрос землеотвода и строительства туда подъездных путей нужных габаритов – дело не одного дня. Тут возникает ещё одна проблема: площадкой, построенной на муниципальной земле, будет пользоваться вся округа, а платить придётся одному СНТ. Никому не хочется быть в этой ситуации крайним, а законодательного решения, как же быть в таких ситуациях, нет.
Представитель краевого союза садоводства И.С. Невиденко в своём выступлении указала на то, что практически все СНТ готовы заключить договоры с оператором по вывозу ТКО, но эти обстоятельства пока не позволяют решать проблему комплексно. Прозвучавшая критика в адрес «безответственных» СНТ из уст железнодорожников, представителя оператора по вывозу ТКО, к сожалению, не ускорит продвижение вопроса. Это игра в одни ворота. Надо сообща искать приемлемое решение, а муниципальной власти и той же РЖД более активно сотрудничать в этом направлении с СНТ. Ведь так исторически сложилось, что большинство СНТ в нашем крае расположены вдоль железной дороги.
Если же оператор ООО «РостТех» считает, что, начислив человеку, который добровольно пришёл к его контору для оформления услуги вывоза мусора, сумму не за истекший после подачи заявления месяц, а сразу за пять прошедших лет, и это есть справедливым решением проблемы, то глубоко ошибается, сказала И. С. Невиденко. Да и почему только за пять лет? Можно и за все десять или посчитать вывоз мусора со дня организации СНТ или с первого дня деятельности регистрации самого РостТеха в налоговой службе?
В решении совещания записано несколько пунктов, в том числе и следующее: «Главам муниципальных образований рассмотреть решение вопроса обустройства площадок ТКО силами СНТ, ДНТ, используя положительный опыт применения субсидий на обустройство площадок для сбора ТКО и приобретения контейнерного оборудования.
Выйти с законодательной инициативой о поощрении/наказании СНТ при соблюдении или не соблюдении требований по охране природы».
Всё правильно, но в воздухе так и остался висеть вопрос: а что делать тем СНТ, у которых нет и пока не предвидится строительство мусоросборочной площадки по изложенным выше обстоятельствам? Варианты всем известны: «колёсные» дачники по традиции отвозят мусор в город. У «бесколёсных», а это в основном пенсионеры, есть целых два варианта: просить соседей прихватить с собой и их пакеты с отходами или…